Главная » Книжные издания

1 2 3 4 5 6 ... 19

и

Третий способ держать инструмент используется для передачи теней и штриховки, когда не требуется сильного нажатия. Его держат расслабленной рукой сверху, выше, чем в предыдуш1ем случае.

Если эта штриховка или тени ограничены контуром, то при исполнении линии контура нужно передвинуть руку ближе к нему для большей точности.

Каждый человек держит карандаш так, как ему удобно, главное, чтобы его манера не закрепош1ала свободу движения, которая требуется в работе. Это необходимо при использовании инструментов, оставляющих одинаковые линии, например карандаша и фломастера. К ручке это не относится, ее асимметричная головка может оставлять следы, только двигаясь сверху вниз, поэтому для работы

Особенности ручки обуславливают манеру держать ее.

ручкой требуется оеобее положение руки.




ПРОВЕДЕНИЕ ЛИНИИ

Всегда нужно смотреть на точку, от которой вы начинаете вести линию, визуально представляя конечную точку.

Следите взглядом за движением руки, иначе можно сбиться и линия будет кривой.

Со временем вы научитесь легко проводить прямью линии, следя за ними глазами, точно так же, как, читая, вы пробегаете глазами слово, еще не произнеся его.






При нанесении штрихов рука должна двигаться легко и свободно. Для получения более темных или более светлых тонов рука движется одинаково.

Рука и взгляд должны быть в гармонии.

ДЛИННЫЕ ЛИНИИ

Чтобы построить очень длинные

вертикальные или горизонтальнью прямые, можно скользить боковой частью кисти и мизинцем по краю листа, который лежит на чем-либо твердом. В некоторых случаях можно помочь себе деревянной рейкой. В других - наметить линию точками или короткими прямыми, которые надо соединить. И, наконец, мы можем перевернуть лист, чтобы проведение линий было простым и удобным.


Чтобы овладеть этой техникой, нужно тренироваться, строя различные линии.



И выбор места

ЛЯы говорим о наброске, который занимает не больше двух-трех часов, но тем не менее это не значит, что поза наблюдателя и художника должна быть неудобной. Место выбирается, защищенное от перемен погоды. Можно расположиться сидя или стоя, но бумага должна быть хорошо закреплена, поэтому желательно, чтобы она лежала на чем-нибудь твердом. Так, например, под тетрадь нужно подложить очень твердый картон. Если вы используете отдельные листы бумаги, лучше всего положить их на дощечку и держать ее свободной рукой, уперев одним краем в живот, если вы стоите. Иногда эскиз содержит много элементов технического рисунка с проекцией, цифрами, текстом, то есть пространственный рисунок с пометками, занимающими весь лист.

Чтобы нарисовать объект в перспективе и представить его в определенном заданном ракурсе, нужно отметить место, с которого делается рисунок, чтобы художник мог свободно его покидать и снова возвращаться к рисунку, не меняя при этом ракурса изображаемого объекта.

Ч


Для создания эскиза вполне подходит положение сидя.


Если не

представляется возможным сесть, хотя бы обопритесь на что-нибудь.



Это еще один способ

расположиться с удобством.




При проведении вертикальных и горизонтальных линий очень удобно скользить рукой по краю дощечки или по твердой обложке тетради.

Очень часто приходится сходить с места, чтобы лучше рассмотреть детали. В этом случае, лучше всего отметить то место, на котором вы стояли.


Если вы делаете чертеж, то вам необходимо сходить с выбранного места для снятия мерок с объекта.





АНТОНИО САНТЕЛИА.

ЭСКИЗ ТУШЬЮ


ф-8-><






Ч

CD 7ч




О -п


о





и СЛОЖНОСТЬ

рхитектурныи рисунок

\ это cyivfMa линии и штс


штрихов


НЭ буМЭГв. Линия и система проекций - основа архитектурной графики. Линия позволяет передать на бумаге грани и контуры материального объекта. В архитектурном рисунке, наполовину техническом, наполовину художественном, нужно многое учитывать. Поэтому здесь важны текстура, штриховка, тени, передача материала, поверхностей и объемов различных архитектурных форм. Для представления пространства иногда включают другие объекты: растения, мебель, человеческую фигуру, изображеннью реалистично или абстрактно. Как описательный документ, чертеж требует отметок, записей, комментариев, содержащих даннью или инструкции. В архитектурном рисунке смешиваются четкость графики и интуиция, жесткость и экспрессивность.



e <

и основы графики


I I - -.1-t

- I-\-I- - -

I * -t- -

-I 1 1-1-

I- -

t I- ----

J 1 I- 6 Ч

1-<- 1

t -и IL


Рисовать - это то же самое, что писать. Отличие только в том, что вместо букв -графических символов, которые, составляя слова, приобретают значение, мы используем линии для описания предмета. Это обязывает, чтобы линии на бумаге соответствовали линиям представляемой реальности. Линия - это основной элемент графической азбуки. Точно так же, как текст становится более понятным и легким для чтения, если название дается более крупным шрифтом, имена собственнью, начало предложения - с большой буквы, а для примечаний внизу страницы используется более мелкий шрифт, в рисунке устанавливается графическая иерархия. Линии, как и буквы, должны быть четкими и ясными для легкого прочтения чертежа.

ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ГРАФИКИ

Точно так же, как в поэтическом или прозаическом тексте, в каждом из трех видов архитектурной графики, с которыми мы будем иметь дело - чертеже, эскизе и наброске, - суш1ествуют некоторью различия в использовании линий. Сплошнью линии представляют грани и контуры фигур, пунктирнью с черточками или точками обозначают невидимые спроецированнью грани или края, а также оси симметрии и композиции.


При помощи более экспрессивных линий можно передать любой мотив.

Эскиз карандашом (Испания). А.Кампо Баеца. Пересечения плоскостей. Используются разные сплошные линии для контуров и штриховки.




в рисунке с помощью линий нужно выделить самое важное. Это достигается различной толщиной линий, интенсивностью тонов. Результат оценивается в целом, так как архитектурный рисунок является единым документом.

Что касается чертежа, то он более условен и точен одновременно. Линии нужно использовать очень четко. В эскизе и наброске при передаче объемов, поверхностей предметов, светотени графика более художественная, и линии контура теряют свою важность. В этих работах тоже нужно установить иерархию и единство.


Разные линии, используемые в архитектурном рисунке. При помощи сочетания линий или точек можно создат ь штриховку или фон, уделяя больше внимания обш1ему виду рисунка, чем деталям.

Чертеж карандашом проекта жилого дома Чарлза Гуэтсми. Здесь различные линии создаются при помощи различной толщины и твердости грифелей.



Эскиз карандашом проекта жилого дома (Вена, Австрия). Толщина линий на эскизе имеет совсем другое значение, чем на чертеже.

> .-if-; --

ш^Ш^






i- X .- .

тоихи

созданные линиями

в передаче реального объекта помимо граней и контуров большое значение имеют тон и цвет, текстура и свойства поверхностей, тень, которая создает объем и контраст с фоном.

Все это воспроизводится в черно-белом рисунке сухими и мокрыми средствами Тона создаются нанесением штрихов разной толш1ины и интенсивности.

РАЗЛИЧНЫЕ ТОНА

Свет поглощается или отражается предметами. Непоглощаемый свет становится цветом, который мы видим.

В этой книге мы будем рассматривать ахроматические свойства света, то есть мы будем говорить не о цвете, а о тоне, о соотношении белого или черного. Сделаем различие между самим тоном предмета и тоном, который его окружает. Тон окружающей среды - дополнительный. Тон предмета - это тон, который мы видим, когда смотрим на конкретный предмет.

Изображения, сделанные линейными штрихами и точками.

\тттштми


ш

.............mil

mmmmmimmmL


шишшиШ(М|

345587�0






Наброски тушью проекта молельни (Испания). Де Сол Маднилиос и Хулио Карлос Санчо.

ШТРИХОВКА

Отдельные штрихи могут восприниматься глазом как линии или же сливаться с соседними штрихами в сплошное тоновое пятно.

Штриховка в чертежах всегда является чем-то дополнительным, ее единообразные линии ровно покрывают определенные плоскости, обозначая, чаще всего, текстуру предмета.

В набросках и эскизах штриховкой передается тон облицовки, ее объем, текстура, создается игра светотени.

ШКАЛА ТОНОВ

В реальности существует сотни оттенков, а при помощи карандаша едва можно передать десятки. Если принять за максимально яркий свет или абсолютно белый тон бумаги (не цветной), а абсолютно черный (или отсутствие цвета) - самый насыщенный и темный тон, которого можно добиться при помощи наложения штрихов, у нас будут две крайние точки шкалы. Между ними, находя соответствие с тонами шкалы фотографии, мы должны расположить еще восемь тонов. Самое главное, чтобы шкала была четко разграничена, а переход от одного тона к другому всегда одинаковым, иначе будет сложно подбирать новью оттенки. Поэтому, прежде чем браться за инструмент, нужно создать шкалы.

Набросок карандашом, сделанный при помощи линейных штрихов. Гэродской пейзаж (Испания). Барселона.

Набросок тушью. Линейные штрихи тушью должны делаться очень аккуратно.


-J t к ill.I



1 2 3 4 5 6 ... 19