Главная » Книжные издания

1 2 3 4 5 6 ... 24


рис. 2.9. Траверса для балок длиной 21 м:

t, 2 - стропы; 3 - распорка; 4, 5 - прокладки

тоо


If ,-...........л

п, ,1.

12000

8700

А-А


Рис.2 .10. Траверса для балок длиной 33 м:

л - стропы; 3. 4 -распорки; 5, - прокладки; 7 -тяга; в -съемный упор; S -строп v -Для храйних балок; - для промежуточных балок)




Рис. 2.11. Порядок строповки балок длиной 28 и 33 м траверсой

50 M.vf, затем устанавливают объемлющие стропы 1 с подкладками П2 и ПЗ; П - траверсу поднимают до выбора слабины стропов 1 п 2 и подклинивают клиньями, затем устанавливают подкладки под поперечными балками 3 и устанавливают стропы 4 для уменьщения свободной длины траверсы; П1 - тягами Т1 под-

тягивают стропы 4, поперечные балки подклинивают в плиту железобетонной балки, проверяют подклннк\ в местах строповки, затем производят контрольный подъем железобе тонной балки на 10 см, проверяют плотность подклинки (при необходимости клинья подбивают) и натяжение стропов.

Глава 3

СТРЕЛОВЫЕ ПЕРЕДВИЖНЫЕ КРАНЫ, ИХ СХЕМЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

3.1. КОНСТРУКТИВНЫЕ и ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕЛОВЫХ КРАНОВ

Относятся к группе универсальных, могущих выполнять на строительстве мостов как погрузочно-

разгрузочные, так и монтажные работы с различными строительными конструкциями. Ходовая часть этих кранов выполняется на гусеничном, пневмоколесном, автомобильном, спецшасси и железнодорожном ходу-Конструктивно стрелы кранов могут быть решетчатыми или сплошно-



стенчатыми постоянной или изменяемой длины.

Решетчатые стрелы, изменяемые по длине, оснащаются специальными вставками, вмонтируемыми в среднюю часть стрелы. Сплошностенчатая телескопическая стрела балочного типа из.меняет свою длину посредством трех -пяти телескопических элементов, что может производиться в процессе работы крана, в том числе и с грузом на крюке.

Параметры всех стреловых кранов, кроме железнодорожных, регламентируются ГОСТ 22827-85.

Одноковшовые экскаваторы, оснащенные решетчатой стрелой, могут при необходимости использоваться на строительстве мостов и в качестве стреловых кранов. Грузоподъемность кранового оборудования для эскава-торов с ковшами емкостью 0,4; 0,65; 1,0 и 1,6 м^ составляет соответственно 6,3; 10; 16 и 25 т.

3.2. УСТОЙЧИВОСТЬ СТРЕЛОВЫХ КРАНОВ

Отличительной особенностью стреловых кранов являются подъем и перемещение груза в зоне, выходящей за пределы опорного контура крана. Поэтому их устойчивость в процессе подъема груза обеспечивается только собственным весом. Действующие на кран внешние нагрузки создают относительно одного из краев опорного контура (ребра опрокидывания) опрокидывающий момент, а собственный вес краиа - соответственно восстанавливающий момент.

Для разных положений крана значения опрокидывающих и восстанавливающих моментов различны, так как изменяются значения действующих сил и их плечи; изменяется также положение центра тяжести крана относительно опорного контура. Поэтому надежная устойчивость крана должна быть обеспечена для всех его положений при любых возможных комбинациях нагрузок. этим нагрузкам относятся: вес однимаемого груза, динамические оздействия в периоды пуска и тормо-*еиия механизма подъема груза.


Рис. 3.1. Схема действующих нагру-.юк на стреловой кран:

о - вес крана; Q - вес груча; Ui, Wa, U3 - силы действия ветра соответственно на край, груз и стрелу; - центробе*-ная сила, приложенная к rpyw

центробежные силы, возникающие при вращении поворотной части крана с грузом, ветровое давление на груз и конструкцию крана.

Степень устойчивости крана в положении его устойчивого равновесия определяется двумя коэффициентами-грузовой устойчивости и собственной устойчивости, численные значения которых определяются Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора. Первый определяет степень устойчивости крана по отношению к опрокидывающему моменту поднимаемого краном груза, а второй - степень устойчивости неработающего крана от внешних воздействий - ветра и уклона местности.

Схема крана и действующих на него нагрузок приведена иа рис. 3.1.

Коэффициент грузовой устойчивости oпpeдeляeтcI для следующих двух случаев:

1) на кран, установленный на горизонтальной площадке, действует только опрокидывающий момент от массы груза. Коэффициент устойчивости при этом может быть выражен, как частное от деления алгебраической суммы моментов относительно ребра опрокидывания всех нагрузок от веса, действующих иа кран (кроме груза), на момент от груза относительно того же ребра опрокидывания.



2) кран установлен на уклоне в сторону груза (этот уклон принимают для гусеничных краиов 3°; для автомобильных и пневмоколесных кранов на аутригерах 1,5 , без аутригеров 5°; для железнодорожных кранов на аутригерах 3°, без аутригеров 5°). На кран и груз в сторону опрокидывания действует ветер интенсивностью 250 МПа (в соответствии с ГОСТ 1451-77 Краны подъемные. Нагрузка ветровая ).

Парусность груза можно принять в зависимости от его массы.

Масса груза, т . 4 6 10 16 Парусность, м2 . 5 7 10 13

Масса груза, т . 25 40 63 100 Парусность, м2 . 18 22 27 35

Учитывая, что груз подвешен на гибкой нити (тросе), точкой приложения силы ветра на груз будет головка стрелы. Эта сила, как и сила разгона или торможения, также приложена к головке стрелы.

С увеличением угла уклона местности, на которой кран установлен, уменьшаются плечи моментов сил, удерживающих кран от опрокидывания. Вылет стрелы с грузом сохраняется при этом неизменным, соответствующим поднимаемому грузу независимо от уклона, на котором установлен кран.

Коэффициент собственной устойчивости определяется как отношение суммы моментов всех действующих на кран сил, кроме ветра, к моменту от силы ветра нерабочего состояния крана.

Для предварительных (при проектировании кранов) расчетов удобно пользоваться данными о снижении запаса устойчивости кранов в зависимости от различных факторов: 1) от максимально допустимого уклона местности (для железнодорожных кранов без аутригеров - на 20-25 %; автомобильных кранов без аутригеров-на 13-15%; гусеничных кранов - на 3-5 %); 2) от просадки грунта и рельсов под краном или от деформации пневматических шин (для железнодорожных кранов иа на 2-3%; для пневмоколесных кранов без аутригеров на 8-10%; для гусеничных кранов на 3-5 %;

3) от инерции разгона или торможения при подъеме и опускании груза - на 8-10%; 4) от вращения груза - на 3-5 %; 5) от применения удлиненных стрел - до 10%.

В соответствии с требованиями Госгортехнадзора все стреловые краны должны быть оборудованы автоматическими ограничителями грузоподъемности, срабатывающими при 10%-ном увеличении грузового момента сверх допустимого и предохраняющими кран от опрокидывания в результате перегрузки.

Те же Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов запрещают подъем немаркированных бетонных конструкций массой более 500 кг.

3.3. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ, МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ СТРЕЛОВЫХ КРАНОВ

На дальние расстояния краны транспортируют по железной дороге, а с одного объекта на другой на трейлере (гусеничные краны) или без трейлера (пневмоколесные краны) на прицепе к тягачу или автомобилю. При этом двухосные пневмоколесные краны могут перемещаться со скоростью до 40 км/ч, а более тяжелые трех- и четырехосные краны до 20 км/ч. Пневмоколесные краны на собственном ходу передвигаются со скоростью 6-15 км/ч; автомобильные и на спецшасси до 50 км/ч.

При транспортировании по железной дороге кран, установленный на платформе соответствующей грузоподъемности, должен вписываться в габарит подвижного состава 1-Т (ГОСТ 9238-83).

Многие автомобильные, гусеничные и пневмоколесные краны при погрузке на подвижной состав вписываются в габарит без разборки, другие с частичной разборкой. Стрелу крана в зависимости от ее размеров .можно снять и погрузить на платформу или оставить подвешеииой на кране. В последнем случае стрела своим верхним концом должна находиться над козлами, установленными на вспомогательной платформе. При погрузке кран может въезжать на железнодорожную платформу



собственным ходом с ее торца по наклонной плоскости (с углом наклона 10-15°)-или его грузят с помощью другого грузоподъемного средства. Колеса платформы при въезде крана должны быть надежно заторможены башмаками, а сама платформа оборудована прочным трапом. На платформе кран располагают симметрично ее продольной оси, а центр тяжести крана должен находиться близко к середине платформы по ее длине. При наличии выносных опор (аутригеров) кран устанавливают на них и, если позволяет габарит, кроме того, надежно крепят расчалками из проволоки диаметром не менее 5 мм. Окна кабины крана необходимо защитить фанерными или металлическими инвентарными листами. Двери должны быть заперты и запломбированы. После погрузки крана борта железнодорожной платформы следует поднять. Для предотвращения всевозможных перемещений крана по платформе под его колеса или гусеницы спереди и сзади подкладывают шпалы или брусья. Вода из радиаторов и водяной системы двигателей, а также топливо из топливных баков должны быть спущены. У кранов с гидравлическим управлением вся система должна быть заполнена чистым трансформаторным маслом.

Местом для разгрузки крана может служить любой станционный тупик или разгрузочная платформа. Для разгрузки кранов, транспортируемых в собранном виде, перед торцом железнодорожной платформы выкладывают из щпал или брусьев съезд с уклоном 10-15°.

По съезду кран может спускаться собственным ходом у|ли осторожно и медленно стягивается лебедкой. В последнем случае муфты механизма передвижения крана и его Тормоза должны быть выключены.

Транспортирование железнодорожных кранов на дальние расстояния осуществляется в нерабочем Состоянии в составе поезда. При этом производится следующая предварительная подготовка:

вводят в работу рессоры ходо-Ых тележек, для чего вынимают чадрессорные клинья или вывинчи-

вают винты, разгружающие рессоры;

крюк или грейфер укладывают на вспомогательную платформу. Канаты крюка или грейфера ослабляют так, чтобы при прохождении платформы по кривым участкам пути стрела крана не тянула за собой крюк или грейфер и не повредила канаты. Б местах соприкосновения со стрелой канаты должны быть подвязаны проволокой с деревянны.ми прокладками между ними;

стрела должна быть опущена над козлами, установленными на вспомогательной (буферной) платформе (зазор между стрелой и козлами должен составлять 60-70 мм). Стальная планка козел, находящаяся под головкой стрелы, должна быть густо смазана, чтобы уменьшить трение при случайном соприкосновении стрелы с козлами. Опущенная стрела на прямом участке пути должна находиться над средней продольной линией платформы, а при прохождении по закруглениям пути смещаться от середины максимально до крайних упоров на козлах;

поворотная часть крана должна быть прикреплена к ходовой раме посредством специальных стяжных устройств (а если нх нет, то увя-зочной проволокой), чтобы предотвратить поворачивание платформы относительно ходовой рамы в процессе следования крана в составе поезда;

у кранов с цепным приводом ведущих осей цепи снимаются, смазываются и укладываются в ящики; у кранов с шестеренным приводом ведущие шестерни последней пары выводятся из зацепления;

рельсовые захваты снимают и укладывают на платформу;

муфты механические вращения поворотной платформы должны быть выключены, а тормоза, в том числе главной и стрелоподъемной лебедок, зажаты.

Все транспортируемые по железной дороге краны должны сопровождаться проводником, которому вручается полная техническая документация по крану.

Не разрешается при маневрировании толкать платформы с кранами и спускать их с горок.



Таблица 3.1. Затраты на передислоцирование, монтаж и демонтаж стреловых кранов

Показатели

Автомобильный крав грузоподъемностью, т

10.0 16,0

Пневмоколесные и на спед-шасси краны грузоподъемностью, т

16.0

25.0

40.0

63.0

Гусеничные краны грузоподъемностью, т

Железнодорожные краны грузоподъемностью, т

Разряд (в числителе) и количество персонала (в знаменателе)

Затраты на погрузку и разгрузку при перевозке крана, руб.

Затраты труда на погрузку и разгрузку при перевозке крана, чел-ч

Затраты на 1 км дальности перевозки, руб.

Затраты труда на 1 км дальности перевозки, чел-ч

Затраты на монтаж и демонтаж, руб.

Затраты труда на монтаж и демонтаж крана, чел-ч

Расчетная маш-ч, руб.

стоимость

0,4 0.1

0,14

! ,2

0,7 0,15

0,16

5.1 1.3

Т7Г

1,65

075 0,25

0,35

4,6 1,4

1 0,5

2 1,3

1 .85 0,8

6 5

0,25 0,35

6Л 1,9

1 0,5 hi

1,85

0,95 0,3

0,45

6 5

1 1

3J 1,5

2,15

Ь1 0,3

0,47

6 5

0,5 13

5 8,5

1,95 0,45

0,75

6(1 30

45 4,4

I ,7

6 5

1 0,5

28 42,0

3,42

1,00 1,50

1870 4.ВД

630 6,3

1 .8

6 5

1 I

54 82,0

2,5 3,65

4000 975

1350 8,9

6 5

6 5

70 93,0

48 15

22 5,2

1 1

70 93,0

60 30

43 5,5

Примечание, В числителе по пп. 3, 5. 7 н 9 данной таблицы приводится общий размер данного вида .затрат с учетом косвенных расхолпв и зарябптипй тяп.г ft 1нам1натрле только заработная плата.



При перемещении автомобильных и пиевмоколесных кранов следует избегать крутых поворотов, а проезжая их,- снижать скорость. Не допускаются резкие торможения, а переезд препятствий и неровностей следует производить с наименьшей скоростью.

При въезде под мосты или в ворота, при проезде под низковисящи-ми проводами необходимо снижать скорость, а в отдельных случаях останавливать кран, чтобы убедиться в безопасности проезда.

Если железнодорожный кран направляется к месту работы без занятия перегона, то он может передвигаться собственным ходом при условии, что стрела установлена вдоль пути и опущена в нанннзшее положение. Буферной платформы для стрелы в этом случае не требуется. При необходимости занятия перегона для переезда к месту работы кран должен пере.мещаться лишь локомотивом, а стрела при этом должна быть опущена на буферную платформу, Механизм собственного передвижения отключают. Скорость движения не должна превышать 60 км/ч.

Стоимости перебазирования, монтажа и демонтажа (при необходимости) стреловых кранов зависят от конструктивных особенностей и размеров кранов, условий переброски, дальности, степени разборно-сти крана, средств транспортирования, монтажа и демонтажа.

Необходимые для расчетов усредненные данные затрат на погрузку, разгрузку, передислоцирование, монтаж и демонтаж, а также показатели стоимости 1 маш-ч для основного ряда грузоподъемностей автомобильных, пиевмоколесных (и на спецшас-си), гусеничных и железнодорожных кранов приведены в табл. 3.1.

и. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТРЕЛОВЫХ КРАНОВ В МОСТОСТРОЕНИИ

Мостостроительные работы по степени использования кранов могут оьггь условно разбиты иа две группы, которые характеризуются:

стабильной загрузкой кранов на одном рабочем месте в течение продолжительного времени при малых технологических простоях и перерывах:

нерегулярной загрузкой кранов, большими технологическими перерывами и организационными простоями, малыми сосредоточен ными объемами на одном рабочем месте.

Для первой группы предпочтительнее специализированные н специальные краны; для второй, к которой относится большинство работ, вьрполняемых в отверстии моста, целесообразны универсальные краны. Стреловые передвижные краны, наиболее маневренные и легко перебрасываемые в пределах строительной площадки с одного рабочего места иа другое. Предельная грузоподъемность этих кранов для условий транспортного строительства ограничена 100 т для пиевмоколесных, автомобильных, на спецшассн и гусеничных кранов и 50 т для железнодорожных.

В отдельных случаях допускается применение стреловых кранов при грузоподъемности больше номинальной. Значение грузового момента, воспринимаемого стреловым краном, выбирают из условия его устойчивости и на него рассчитывают опорно-поворотное устройство крана. Если кран оборудован выносны.ми опорами, то при работе без них грузоподъемность крана значительно снижается

Между тем при установке пролетных строений малых мостов кранами на пневмоколесном или железнодорожном ходу работа на аутригерах зачастую невозможна из-за недостатка места для выкладки клеток или других опор под них. В этих случаях можно использовать кран по грузоподъемности, соответствующей его аутрнгерной характеристике, при условии, что стрела крана будет зафиксирована в направлении наибольшей опорной базы (для железнодорожного крана - вдоль пути). При таком положении стрелы кран может передвигаться с поднятым пролетным строением и устанавливать его.



Используя кран таким способом, следует учитывать, что ходовые тележки железнодорожных кранов и шнны пневмоколесных кранов могут оказаться перегруженными. Поэтому в каждом отдельном случае необходимо предварительно произвести расчет давления на ходовые колеса. Для железнодорожных кранов прн скорости движения до 5 км/ч нагрузку на ось разрешается увеличивать до 400 кН. Для пневмоколесных кранов при скорости движения до 3 км/ч допустима удвоенная нагрузка на шину против паспортной.

При обслуживании заводов и полигонов сборного железобетона автомобильные и железнодорожные краны используются для работы с минеральными материалами.

В соответствии с типовы.мн проектами, предусматривающими применение складов заполнителей штабельного типа, работы по погрузке, штабелированию и подаче заполнителей в приемные бункера транспортных галерей целесообразно выполнять при помощи кранов, оборудованных грейферами.

В процессе возведения искусственных сооружений предусмотрено выполнение стреловыми кранами следующих работ:

строительство водопропускных труб и малых мостов под железную и автомобильную дороги. Для монтажа малых искусственных сооружений наиболее целесообразно применение автомобильных и пневмоколесных кранов грузоподъемностью до 16 т, полностью перекрывающей в большинстве случаев массу монтажных элементов. Для более тяжелых элементов при железнодорожном строительстве (малые мосты) используется железнодорожный кран грузоподъемностью 50 т;

сооружение опор - фундаментов опор мелкого заложения, фундаментов нз свай, свай-оболочек, буровых свай, бурообсадных столбов; сборных, сборио-монолитных, монолитных опор выше обреза фундамента.

В этом комплексе стреловые краны используют на работах по ограждению и разработке котлованов, погружению свай-оболочек и свай, по монтажу сборных элемен-

тов, опалубки, арматуры и вспомогательных конструкций, бетонированию монолитных частей, устройству облицовки.

Для сооружения свайных оснований требуются краны широкого диапазона грузоподъемности. Наиболее рациональны из них пневмоколесные краны грузоподъемностью до 63 т и гусеничные грузоподъемностью до 100 т, которые обеспечивают сооружение опор на оболочках диаметром до 3 м.

Для устройства свайных оснований прн сооружении свайно-эста-кадных мостов на действующих железнодорожных линиях целесообразно применение железнодорожного крана грузоподъемностью 50 т.

Комплекс работ по возведению монолитных частей опор выше обреза фундамента обслуживается пневмо-колесными кранами грузоподъемностью 25 и 40 т (грузоподъемность крана зависит в основном от под-мостового габарита, которым определяются и требуемые длины стрел краиов)

Для успешного применения стреловых кранов на сооружении опор должна быть предусмотрена возможность их работы как с грунта, так и прн необходимости с плавучих средств.

Параметры краиов для монтажа металлических пролетных строений определяются рядом геометрических, габаритных и весовых показателей пролетных строений н монтажных элементов, которые зависят не только от конструкций, но и от принятой схемы укрупнения нх элементов.

Применение стреловых кранов целесообразно лишь для навесного монтажа автодорожных пролетных строений благодаря тому, что ширина пролетных строений в данном случае достаточна для поворота краиа. Это обеспечивает подачу элементов под монтаж по собранноЛ конструкции, а также монтаж верхних связей. Для этих технологических операций наиболее эффективен 40-тонный пневмоколесный кран Краны большей грузоподъемности не могут рекомендоваться из-за их большой массы.



Сборка металлических пролетных строений на берегу может полностью выполняться универсальными стреловыми кранами.

3.5. КРАНЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ И НА СПЕЦШАССИ

Автомобильный кран КС-3562А грузоподъемностью 10 т. Он (рис. 3.2; 3.3, табл. 3.2) предназначен для строительно-монтажных и погрузочио-разгрузочных работ.

Смонтирован иа шасси автомобиля МАЗ-500А и имеет гидравлический привод механизмов.

Отбор мощности для привода крановых механизмов осуществляется от двигателя шасси через редуктор.

Поворотная и неповоротная рамы представляют собой сварные металлические конструкции. На неповоротной раме крепят гидравлические выносные опоры (аутригеры) поворотного типа и устанавливают стабилизатор для выключения рессор шасси. Поворотную раму краиа устанавливают на серийном роликовом опорно-поворотном устройстве. На поворотной раме расположены механизмы подъема груза, подъема стрелы, поворота, а также стрела, портал, кабина и гидрооборудование.

Механизм подъема груза состоит из гидромотора, барабана, цилиндрического редуктора типа РЦД и тормоза с гидроразмыкателем. Механизм подъема стрелы по конструкции аналогичен механизму подъема груза.

Таблица 3.2. Техническая характеристика краиа КС-3562Л

Значения показателей для крана со стрелой длиной, м

Показатели

(основная и телескопическая)

18 с гуськом 5 м

Грузоподъемность на выносных опорах, т:

при вылете наибольшем

> наименьшем

Грузоподъемность без выносных опор, т:

при вылете наибольшем

> > наименьшем Вылет стрелы, м:

наибольший

наименьший Высота подъема крюка, м:

при вылете ианбольшем наименьшем Скорость подъема груза, м/мин Скорость опускания груза, м/мин частота вращения поворотной платфор-5!ы, об/мин

Транспортная скорость, км/ч реодолеваемый подъем, град Двигатель (шасси): модель

мощность, кВт Частота вращения при номинальной Мощности, об/мин асса крана с основной стрелой

1,6 10

0,4 2,5

5 10

0,5 3

16,5 6,75

17 0,2-10 0,4-10 0,1-1,6

77 14

ЯМЗ-236 145 2100

14,3

0,4 1.8

20 9,7



Ш0-п550


Рис. 3.2. Автомобильный кран КС-3562А

Механизм поворота состоит из гидромотора, редуктора, на выходном валу которого установлена шестерня, входящая в зацепление с зубчатым венцом опорно-поворотного устройства, тормоза с гидроразмыкателем.

в 10 11 If 16 дылет стрелы, м

В гидроприводе краиа установлен насос 210.25 постоянной производительности с расходом до 140 л/мин прн наибольшем рабочем давлении 16 МПа. Край снабжен основной решетчатой стрелой длиной 10 м н может быть также оборудован телеско-


18 20

t 8 12 IB Ш Вылет стрелы, >л

Рис. 3.3. Характеристики крана КС-3562А:

/-грузоподъемность при основной и телескопической стрелах; - то же, при башен стреловом оборудовании; 3 -то же, при стреле 18 м; 4 -to же, при стреле 18 м с ryti ком: .5 - высота подъема крюка при башенно-стреловом оборудовании; 6 -- то же, пр стреле 18 м с гуськом; 7 - то же, при стреле 18 м; 8 - то же, при основной и телескопиче ской стрелах



1 2 3 4 5 6 ... 24