Главная » Книжные издания

1 2 3 4 ... 24

краны строительства мостов

Структура парка н технологические параметры кранов для мостостроительных работ тесно связаны с общими для отрасли направлениями научно-технического прогресса. Основное направление состоит в продолжающемся повышении уровня индустриализации строительства, ориентированного на возведение сооружений путем нх монтажа нз готовых элементов заводского изготовления. Многообразие местных условий мостовых переходов, пересечений и развязок определяет многотипиость конструкций н их элементов, изготовляемых из различных материалов при различных габаритных размерах, массе, условиях транспортирования и установки в проектное положение. Это относится ко всем основным элементам сооружений, т. е. к конструкциям сборных фундаментов, надфун-даментной части опор, железобетонным и стальным пролетным строениям железнодорожных, автодорожных и городских мостов, путепроводов и эстакад. Направленность на интенсификацию мостостроительного производства и повышение производительности труда вызывают необходимость в создании новых и модернизации эксплуатируемых кранов для мостостроения, приспособления их типов, параметров и технологических возможностей к изменяющимся условиям строительства мостов.

В условиях многотипностн возводимых мостовых сооружений и монтируемых конструкций упорядочению условий применения кранового оборудования способствует расширение сферы применения типовых проектов

и типовых решений, а в области автодорожных и городских мостов больших пролетов - развитие гибкой технологии строительства мостов. Сущность гибкой технологии состоит в создании ограниченной номенклатуры стандартных элементов заводского изготовления, обеспечивающих возможность компоновки сооружений указанного класса при различных пролетах и габаритах проезда. Стандартизация элементов создает предпосылки для разработки соответствующих монтажных кранов специального назначения. Подобный путь реализован, например, при разработке крана типа МА-65, предназначенного для навесного монтажа железобетонных мостов с поперечным членением на сборные элементы пролетных строений, сооружаемых по универсальной технологии.

В 3-м изд. справочника отражены изменения, происшедшие за последние 10-15лет как в структуре парка кранового мостостроительного оборудования, так и в связанной с применением кранов технологии мостостроительных работ. Как и в прежних изданиях, сведения о кранах сопровождаются данными об условиях их применения при строительстве мостов. Это соответствует целевому назначению книги, представляющей пособие в первую очередь для специалистов в области технологии мостостроения, а также для работников проектных и проектно-конструкторских организаций, занимающихся разработкой проектов производства мостостроительных работ.



Глава 1

ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КРАНОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОСТОВ

1.1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА ТИПОВ И ПАРАМЕТРОВ КРАНОВ

По области применения и эксплуатационным показателям крановое оборудование для строительства мостов можно разделить на три основные группы.

Первая-самоходные полноповоротные краны общего назначения на автомобильном, пневмоколесном, тракторном, гусеничном и железнодорожном шасси. Эти краны применяются наиболее широко, их особенности - сравнительно высокая стоимость, наличие автономных двигателей, пониженные трудоемкость и стоимость приведения из транспортного положения в рабочее.

Вторая-специализированные универсальные краны общего назначения, т. е. козловые и жестконогие деррик-краны. Краны этой группы отличаются более узкой областью применения, меньшей стоимостью, питанием двигателей от внешних источников, повышенными трудоемкостью и стоимостью приведения из транспортного положения в рабочее.

Третья - специальные краны, область применения каждого нз которых ограничена одним видом работ. Сюда относятся краны шлюзовые, для установки балок автодорожных пролетных строений, консольные для установки балок железнодорожных пролетных строений, а также консольные и шлюзовые для навесного монтажа железобетонных н стальных пролетных строений автодорожных, железнодорожных и городских мостов.

Кроме того, в отдельных случаях используют башенные и кабельные

краны, а также сборно-разборные плавучие краны. В качестве плавучих применяют также сухопутные краны, установленные на плавучих средствах.

Так как в большинстве случаев одни и те же работы могут быть выполнены кранами различных типов, то в каждом конкретном случае необходимо выбирать оптимальные (по себестоимости, трудоемкости и продолжительности работ) тип крана или комплект кранов на основе сравнения вариантов.

При сравнении вариантов паю учитывать, что выбор типа крана в ряде случаев оказывает существенное влияние на общую технологию возведения сооружений. Так, например, варианты навесного монтажа железобетонных мостов с применением консольных или шлюзовых кранов имеют заметные различия в схемах строительных площадок в связи с тем, что при консольных кранах блоки пролетных строений подаются к месту установки по воде, а при шлюзовых - по собираемой конструкции. Все это вызывает в общем случае необходимость сравнения по удельной, т. е. отнесенной на единицу продукции (например, 1 м^ или I т монтируемых конструкций), себестоимости строительно-монтажных работ:

С ki[CoA-C T)4-k,3 Я Р

(1.1)

где С - себестоимость строительно-монтажных работ; Р - объем работ; Со - объем единовременных производственных затрат иа устройство, оборудование и оснащение строительной площадки, устройство оснований



под краиы, плавучих средств; С„ - стоимость машино-смены крана; Т - число смен работы крана; 3-заработная плата производственных рабочих; ki, ki - коэффициенты накладных расходов соответственно на прямые затраты и заработную плату.

Сравнение данных по формуле (1.1) представляет собой по существу сравнение вариантов производства работ, и поэтому для получения необходимых исходных данных требуется разработка соответствующих вариантов проектов производства работ.

В случаях когда выбор типа крана не влияет заметно на общую технологию работ н, в частности, на величины Со и 3, тип крана выбирают на основе сравнения удельных расходов иа эксплуатацию крана:

См + Ст/7-

(1.2)

где Сэ - себестоимость эксплуатации крана; Ст-единовременные затраты на устройство подкрановых путей, подмостей, фундаментов или плавсредств для установки кранов.

Существенное влияние на величину Сэ оказывает стоимость машино-смены крана, которая зависит, в свою очередь, от конкретных условий эксплуатации крана на объекте строительства. Значение С„ определяют по формуле:

См-+-+Сзе, (1.3)

где Сг - годовые расходы на содержание крана - амортизационные отчисления иа погашение первоначальной стоимости крана и стоимости капитального ремонта, а также отчисления на содержание управлений механизации трестов, гаражей и т. п.; Се - единовременные затраты, связанные с перебазированием крана на данный объект; Сэс - эксплуатационные расходы на содержание крана в рабочем состоянии в течение смены; г-число смен работы крана в течение года; Г -число смен работы крана на одном объекте без перебазирования.

Входящие в формулу (1.3) величины определяют по следующим выражениям:

Сг=С„/1; (1,4)

Се = Смд-ЬСт + СпЯ„; (1.5) Сэс = Ср-Ь Сэ--3 . (1.6)

Здесь fv. - расчетная стоимость крана, т. е. оптово-отпускная цена в сумме с расходами на доставку краиа от завода-изготовителя до базы строительной организации; А - норма амортизационных отчислений по строительным машинам и оборудованию, регламентированная СНиП; Смд - расходы на монтаж н демонтаж крана на данном объекте; Ст - стоимость транспортирования крана на данный объект; Сп-стоимость перестановки несамоходного крана с одного рабочего места на другое, не отраженная в составе С,с по формуле (1.6); Пп - число перестановок краиа в процессе его работы на данном объекте; Ср - затраты на техническое обслуживание, текущий ремонт и замену сменной оснастки - автопокрышек н др.; - затраты на энерго- и смазочные материалы; Зк - заработная плата персонала, обслуживающего кран.

Как видно из выражений (1.3) - (1.5), входящие в стоимость машино-смены величины Гг, Г, Ст, Сп, п„ нужно определять отдельно для каждого конкретного объекта. В результате находят планово-расчетную стоимость машино-смены. В ценниках даны сметные стоимости, устанавливаемые применительно к некоторым средним условиям (например, по устанавливаемым нормам значениям Тт). Поскольку сметные стоимости машино-смен могут значительно отличаться от планово-расчетных, при выборе типов кранов необходимо пользоваться планово-расчетными, которые, как отмечалось, определяют по данным проектов производства работ.

Наиболее существенное влияние на планово-расчетную стоимость машино-смены оказывает продолжительность Т работы краиа иа объекте без перебазирования: с уменьшением Г стоимость машино-смены резко



возрастает. В большинстве случаев Г-это основной параметр, определяющий выбор между кранами первой и второй групп.

Связь стоимости машнно-смены с конкретными условиями эксплуатации кранов дает возможность сравнивать экономические показатели работы кранов и выбирать краны с учетом предусматриваемых проектом производства работ условий применения оборудования на тех или иных объектах строительства, добиваясь тем самым решений, оптимальных по стоимости строительства.

Наиболее часто приходится выбирать и сравнивать краны первой и второй групп. При равной грузоподъемности стоимость мащино-сме-иы крана второй группы ниже, чем первой, в случае продолжительной работы краиа без перебазирования. При кратковременной работе и частом перебазировании более экономичен кран первой группы.

Поэтому при выборе кранов нужно четко различать характер строительных работ. Стабильная загрузка кранов в течение продолжительного времени при малых технологических перерывах и организационных простоях обеспечивается, например, при изготовлении сборных железобетонных конструкций, укладке больших объемов бетонной смеси, обслуживании складов материалов и конструкций на строительстве больших мостов. Однако для мостостроения более характерны условия, когда из-за рас-сосредоточенности искусственных сооружений или отдельных конструктивных элементов одного сооружения, перерывов во время ледохода, ледостава, паводка продолжительность и регулярная работа кранов ие обеспечиваются.

Отмеченные общие экономические предпосылки выбора типов кранов должны быть в каждом частном случае конкретизированы посредством сравнения величин С по формуле (1.1) или Сэ по формуле (1.2). Ввиду существенного влияния стоимости эксплуатации кранов на экономику строительно-монтажных работ такой анализ работы кранов необходим на стадии разработки ППР.

1Л. ТИПЫ КРАНОВ

По условию сокращения эксплуатационных расходов целесообразны сокращение числа типоразмеров кранов и за счет этого повышение серийности заказов, улучшение условий обслуживания и ремонта, упорядочение снабжения запасными частями и т. п. Сокращение числа типоразмеров стреловых самоходных кранов общего назначения достигается применением параметрических рядов (рядов грузоподъемности), регламентированных ГОСТ 22827-77. Хотя эти ряды на краны других типов не распространяются, разработка специализированных и специальных кранов идет обычно по пути согласования их грузоподъемностей с грузоподъем-ностями стандартного ряда.

Наряду с сокращениями на межотраслевой основе числа типоразмеров кранов каждого из типов поставлена и отдельная задача сокращения типов и типоразмеров кранов для определенной отрасли строительства в целом, что также обеспечивает улучшение производственных и экономических показателей работы кранов в данной отрасли. Этим определяется отраслевая типизация парка кранов.

Отраслевая типизация применительно к мостостроительным работам предусматривает: отбор из установленных стандартами параметрических рядов лишь тех типоразмеров кранов общего назначения, применение которых целесообразно для мостостроения; разработку параметров специализированных и специальных кранов, не охватываемых действующими стандартами. Для мостостроения, отличающегося многообразием и сложностью работ, типизация парка Кранов имеет особо важное значение, поскольку широкая номенклатура мостостроительных работ в условиях неупорядоченного комплектования парка приводит к многообразию типов, параметров и конструкций кранов, которые нередко приобретают или разрабатывают применительно к условиям строительства отдельных объектов.

Отраслевую типизацию парка кранов выполняют в следующем поряд-



е- классифицируют работы, обслуживаемые кранами; по данным проектной и технологической документации устанавливают массы н габаритные размеры монтажных элементов, а также повторяемость сооружений различных типов; с учетом разработанной технологии и опыта строительства намечают типы и параметры кранов, удовлетворяющих условиям проведения мостостроительных работ; используя методику экономического сравнения (см. п. 1.1), выбирают типы кранов, соответствующие наименьшей стоимости отдельных работ; на основе статистических данных о повторяемости сооружений и монтажных элементов сокращают полученные ранее параметрические ряды кранов, исключая типоразмеры, которые по узкости области их применения сохранять нецелесообразно.

Необходимые параметры кранов выбирают путем детального анализа технологических схем, включающих схемы установки кранов, последовательность подачи элементов и их подъема, порядок передвижения крана в процессе монтажа сооружения и т. п. С особой тщательностью анализируют технологические схемы при назначении параметров специальных кранов, рассчитанных на выполнение работ одного вида (например, консольных или шлюзовых кранов). В результате разрабатывают сводную таблицу типов и параметров кранов, а также таблицу их применения. Перечень работ в таблице применения соответствует исходной классификации.

Завершающий этап типизации состоит в разработке следующих рекомендаций по комплектованию парка кранов: очередность пополнения парка самоходными стреловыми кранами общего назначения, поставляемыми промышленностью; порядок разработки и изготовления специализированных кранов новых параметров или новых принципиальных схем; порядок разработки и изготовления специальных кранов новых типов, новых параметров или новых принципиальных схем; перечень специализнрован-иьгх и специальных кранов, подлежащих модернизации с целью изменения параметров или улучшения конструк-

тивных схем; перечень и порядок списания устаревшего оборудования.

Выполненный в указанном порядке отраслевой типаж служит основой для разработки новых кранов-спе-циалнаированных н специальных. Процесс разработки включает следующие четыре этапа: 1) составление технического задания на проектирование, включающего в качестве основной части производственно-технологические требования к оборудованию данного типа; 2) .разработку проектной документации; 3) изготовление опытмого образца, его заводские и производственные испытания; 4) корректировку проектной документации и переход к серийному изготовлению.

Типажи кранов периодически (через 8-10 лет) пе1ресматривают, отражая в них происшедшие изменения как в области совершенствования технологии строительных работ, так и принципиальных схем и конструкций специализированных и специальных кранов, а также типов и конструкций самоходных полноповоротных кранов общего назначения.

Новые типы специальных кранов разрабатывают также на основе инициативных предложений, в том числе и .изобретений, обеспечивающих улучшение производственно-технических показателей оборудования по сравнению с ранее созданными моделями. По такому принципу разработаны, например, мобильные шлюзовые краны типов КШМ-35 и КШМ-40.

В составе охватываемого типажа-.ми парка мостостроительного оборудования отсутствуют плавучие краны Условиям их применения удовлетворяют сухопутные краны (стреловые полноповоротные, жестконогие деррики, козловые), устанавливаемые на плашкоуты нз нвентарных понтонов или баржи (см. п. 9.3). Стоимость эксплуатации таких плавучих установок ниже, а степень использования входящих в состав установок кранов выше, чем плавучих. Плавучие речные, а иногда н морские краны могут использоваться в отдельных случаях иа основе аренды. Характерный пример такого использования плавучих Кранов особо большой грузоподъемности (свыше 500-1000 т) - крупно-



блочный монтаж пролетных строений при строительстве новых и реконструкции эксплуатируемых мостов.

Особый вид представляют кабельные краны, применяемые в современ-но.м отечественном мостостроении только в порядке редкого исключения. Приспособление кабельных кранов к условиям индустриального строительства для выполнения монтажных работ имеет определенную перспективу, связанную, однако, с модернизацией оборудования или разработкой новых моделей с повышенными грузовыми характеристиками.

1.3. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КРАНАМИ

Работы с кранами относятся к работам повышенной опасности. Для обеспечения соблюдения правил техники безопасности предприятие-владелец кранов назначает ответственных лиц, в число которых входят:

работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин. Его обязанности - надзор за техническим состоянием машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, за состоянием подкрановых путей, за правильностью приемов работ, соблюдением правил личной безопасности, освидетельствование грузоподъемных машин, участие в аттестациях и проверке знаний работников, контроль за выполнением предписаний органов технадзора;

ответственный за исправное состояние грузоподъемных машин, обязанности которого состоят в обеспечении регулярных осмотров и ремонтов оборудования, наблюдении за выполнением машинистами кранов производственных инструкций, хранении технической документации на оборудование;

ответственный за безопасное перемещение грузов кранами (выделяют на каждом участке работ и в каждой смене). В его обязанности входит организация работ по обеспечению правильной установки кранов и допуска к работе персонала соот-ветствуимцей квалификации, порядка

и габаритов складирования грузов по применению съемных грузозахват ных приспособлений соответствующих типов и т. п.

Условия применения кранов должны, как правило, в каждом отдель-но.м случае устанавливаться проектом производства работ (ППР). ППР определяет расположение складов, подъездных путей и производственных участков, пути перемещения и места установки кранов в рабочем положении, конструкцию подкрановых путей и площадок, освещение рабочих мест, схемы строповки грузов и конструкции съемных грузозахватных приспособлений, устройство ограждений и др.

Значительное влияние на условия эксплуатации и безопасную работ\ кранов оказывают конструкция и состояние подкрановых путей. Пути железнодорожных кранов устраивают по нормам МПС, в остальных случаях конструкция путей устанавливается в ППР. В проекте рельсового пути указывают: тип рельсов, тип и длину шпал, типы скреплений и подкладок и размеры балластного слоя, радиусы кривых, продольные и поперечные уклоны, конструкции тупиковых упоров и заземления пути Безопасную работу кранов на возводимых (пролетные строения) или вспомогательных (подмости, пЛаву-чие средства) сооружениях проверяют расчетом соответствующих конструкций на нагрузки, передающиеся через крановый путь или опорные площадки (выносные опоры) кранов Балластный слой рельсовых путей козловых кранов устраивают из щебня, гравия или песка. Расстояние от края шпалы до бровки балластной призмы принимают равным 200 мм. заложение откосов призмы назначают равным полуторной ее высоте при щебеночном балласте и двойной при песчаном.

Работа крана на насыпных грунтах допускается только после их уплотнения. Плотность грунта в местах перемещения н работы пневмоколес-ных и гусеничных кранов должна быть достаточной для восприятия опорных давлений колес, аутригеров и гусениц. Особо тщательная подготовка требуется для грунтовых пло-



. адок под пневмсжолееные краны, пазйивающие значительные (до 0,6- О 7 МПа) опорные давления. Для уменьшения давлений под аутригеры кланов устраивают площадки из брусьев или шпал. Пути перемещения невмоколесных кранов в необходимых случаях усиливают путем устройства подсыпки из песка или шлака или посредством применения вре.мен-ных дорог из сборных железобетонных плит. Для предупрежден11я понижения несущей способности грунта при увлажнении площадки под краны должны быть обеспечены надежным водоотводом

Уклоны подкрановых путей и площадок не должны превышать значений, принятых при расчете грузовой и собственной устойчивости и указанных в паспорте крана. Обычно они составляют 2-3°, а для стреловых полноповоротных кранов предельные уклоны иногда уменьшают с увеличением длины стрел. При определении уклонов необходимо учитывать возможные их увеличения вследствие просадок грунта.

При установке кранов, например жестконогнх дерриков, их фундаменты рассчитывают на передачу опорных давлений по методике расчета фундаментов мелкого заложения.

По условиям производства мостостроительных работ нередко возникает необходимость установки кранов у откосов котлована Наименьшее допустимое расстояние от основания откоса до ближайшей опоры крана в случае передачи дав-теиия на поверхность грунта назначают по табл. 1.1. При несоблюдении этого расстояния котлован должен быть укреплен, а ограждение его рассчитано с учетом горизонтального давления грунта от опорного давления крана.

Рельсовые крановые пути ограждают по концам тупиковыми упорами. Пути козловых кранов оснащают концевыми выключателями, устанав-ливаемы.ми перед упорами на расстоянии, равном пути 5 торможения крана;

скорость передвижения кра-замедленне при торможении.

где V - на; а

Таблица 1,1. Допустимые расстояния от основания котлована до опор крана, м

те .

>. т < о

Грунт в естественном состоянии

1,25

3,25 4

4,75

1,5 I ,75 3

2,5 3

Значения а и 5 принимают по табл. 1.2 в зависимости от отношения суммарного давления приводных колес Q к общему весу G крана.

Важнейшее условие безопасной работы кранов - предохранение их от опрокидывания. Для передвижных полноповоротных кранов это обеспечивается строги.м соответствием между массами предельных грузов и грузовыми характеристиками кранов с учетом их вылетов и параметров сменного стрелового оборудования. Соответствующие условия должны быть отражены в ПНР при назначении мест стоянки кранов в увязке с местами складирования монтируе-.мых эле.ментов и их положениями в сооружении. Допускается подъем только свободных грузов, т. е. таких, которые не создают какого-либо дополнительного (кроме собственного веса) сопротивления подъему. Недопустимо использование кранов для отрыва примерзших или вытаскивания заваленных грузов, а также для заводки монтажных эле.ментов в проектное положение, если такая заводка связана с дополнительными нагрузками на кран.

Для ряда специализированных и специальных кранов условием обеспечения устойчивости служит надежное заанкеривание их (жестконогие деррик-краны, консольные и шлюзовые краны для навесного .монтажа железобетонных мостов) за возводимые конструкции или (жестконогие деррик-краны) за специальные фундаменты. На действие анкерных усилий должны быть рассчитаны также



Таблица 1.2. Расчетные замедления и длины тормозных путеб кранов

Замедление а при торможении, м/с'

Путь ,V торможения, м

u2: 6500

0,45

у2 3250

0.25

0,25

у2: 1650

возводимые конструкции или фундаменты. Во всех случаях подъем и перемещение грузов могут выполняться только прн вертикальном положении грузового полиспаста. Ввиду этого не допускаются использование крана для подтаскивания грузов и оттягивание грузов при их подъеме, так как возможен разворот груза, не связанный с перемещением его центра тяжести. Учитывая возможные неточности в определении массы, грузы, близкие к предельным, поднимают в два этапа На первом этапе груз поднимают на высоту 100 мм и после проверок устойчивости крана, действия тормозов и состояния строповки опускают На втором этапе груз поднимают в заданное положение. Операцией опускания исключают (за счет податливости канатов) резкие динамические воздействия на кран в момент начала подъема висящего груза.

Перемещение стреловых кранов с грузом разрешается, если это предусмотрено инструкцией завода-изготовителя. Как правило, при таком перемещении стрела должна быть расположена вдоль протольной оси крана, а совмещение рабочих операций его не допускается. Такая схема работы при пневмоколесных кранах ввиду создаваемых ими повышенных давлений на грунт допускается только при наличии площадки нли проезда с твердым покрытием.

При перемещении тяжелых мостовых конструкций, в частности при установке пролетных строений, нередко возникает необходимость в одновременной работе двух кранов (обычно стреловых или козловых). Подобного рода операции нужно выполнять в строгом соответствии с требованиями ППР или технологических

карт под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами или специально назначенного инженерно-технического работника. В ППР опреде ляются последовательность рабочих операций (подъем, И1менение вылета, поворот) по каждому крану, схемы строповки грузов и траектории нх движения с учето.м нагрузок на краны и характеристик грузоподъемности кранов. Для кранов разной грузоподъемности необходимо учитывать различие в скоростях подъема. Особое внимание должно быть обращено на подготовку основания под краны и исключевие просадок, приводящих к перераспределению нагрузки между кранами.

Важная задача ППР - учет габаритов кранов, элементов возводимых сооружений и складируемых элементов, а также расположения линий электропередач. Расстояние между поворотной частью стрелового крана (при любом его положении) и неподвижным препятствием толжно быть не меньше 1 м Горизонтальный просвет между конструкциями передвижных кранов других типов, например козловых, и препятствием должен быть не менее 0,7 м на высоте до 2 м и не менее 0,4 м на высоте больше 2 м. Работа стреловых кранов на расстоянии ближе 30 м от воздушных линий электропередач или электрических сетей допускается только по специальному наряду-допуску и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ. Перед горизонтальным перемещением груз необходимо поднять на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов Это условие может определить требуемые параметры крана.

Большое влияние на безопасность (и лроизводительность) подъемно-транспортных операций оказывает конструкция съемных грузозахватных органов, т. е. строповочных приспособлений- захватов, стропов, траверс. Для повторяющихся однотипных элементов нужно разрабатывать специальные приспособления К числу наиболее надежных конструкций для работы с тяжелыми железо<5етонны-



и блоками относятся такие, при которых блок подхватывается снизу йти через отверстия в бетоне без применения строповочных петель. Ветви канатных стропов общего назначения должны составлять с вертикалью угол не менее 45°. Не допускается продолжительное нахождение элементов в подвешенном к крану состоянии, что вызывает необходимость 8 приспособлениях для временного закрепления элементов в проектном положении для их быстрой расстро-повки.

Места подъемно-транспортных операций должны быть освещены для обеспечения хорошей видимости перемещаемого груза и сигналов стропальщика. Места строповки грузов обычно освещаются осветительными установками кранов, а другие места производства работ - стационарными осветительными установками строительной площадки.

Минимальная освещенность, лк

Строповка грузов в зоне работы крана .... 10 Установка элементов в проектное положение .... 25 Разгрузка транспортных средств........10

Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасности работающего персонала как во время обслуживания и ремонта машин, так и в период производства работ Основные мероприятия - запрещение нахождения людей под поднимаемым

грузом и стрелой крана, а также их нахождение в транспортных средствах (полувагонах, кузовах автомобилей) при погрузке или разгрузке Первое из этих требований необходимо учитывать, в частности, при разработке циклограмм монтажа стальных пролетных строений с ездой понизу, когда монтажный кран устанавливают на верхних поясах главных ферм.

Организацию подъемно-транспортных работ нужно разрабатывать с учетом климатических условий. Краны, а также съемные грузозахватные приспособления, предназначенные для эксплуатации при расчетной температуре воздуха ниже минус 40°, необходимо изготавливать в северном исполнении. Меры личной безопасности работающих в зимних условиях надо разрабатывать с учетом пониженной видимости при снегопадах, ухудшении слышимости звуковых сигналов, стеснении движений в зимней одежде

Применительно к специализированным и специальным крана.м в дополнение к общим устанавливают в составе паспортов также и специфические для каждого вида оборудования правила безопасной эксплуатации. Так, например, места стоянок крана при монтаже стальных пролетных строений жестконогими деррик-кранами необходимо назначать с учетом условий подъема монтажных элементов с транспортных средств (см. рис. 6.25). В соответствии с принятым положением крана относительно центров тяжести элементов монтируемой панели назначают параметры крана - его грузоподъемность, грузовые моменты и длины стрел.

Глава 2

ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

КАНАТЫ И БЛОКИ

Канаты и блоки должны отвечать требованиям, изложенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, согласованных с Государственным ко-

митетом Совета Министров СССР по делам строительства и ВЦСПС и утвержденных Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров. Эти правила обязательны для всех министерств и ведомств.



Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых и стропов, должны отвечать действующим государственным стандартам п иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата завода-изготовителя канатов об нх испытании в соответствии с ГОСТ 3241-80 Кагаты стальные. Технические условия . При по-

лучении канатов, не снабженных ука занным свидетельством, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанным стандартом.

Канаты, не снабженные свидетельством об их испытании, к использо ванию не допускаются.

Крепление и расположение кана тов на грузоподъемной машине должны исключать возможность спада-

Таблица 2.1. Наименьшие допускаемый коэффициент запаса прочности канатов

привод грузоподъ-

Назначение каната

емной машины н

Коэффициент

режим работы

запаса прочности

механизма

Грузовые и стреловые

Машинный:

средний

тяжелый и

весьма тяже-

лый

Растяжки стрелы

Грейферный:

у грейферов с раздельным двухдви-

гательным приводом (принимая, что

вес грейфера с материалом равно-

мерно распределен на все канаты)

у грейферов с однодвигательным

приводом

у грейферов одноканатпых и мотор-

ных

Оттяжки мачт и опор:

постоянно действующих кранов

кранов со сроком работы до одного

Несущие канаты кабельных кранов:

постоянно действующих

со сроком работы до одного года

Тяговые канаты, применяемые на кра-

нах

Канаты для кулачковых поддержек и

подвески электроприводов кабельных

Канаты полиспастов для заякорива-

ния несущих канатов (кабельных кра-

Канаты лебедок для подъема людей

Канаты, используемые при монтаже кра-

нов

Канаты для подъема, опускания стрелы

в диапазоне нерабочих вылетов



1 2 3 4 ... 24